Новое лицо Джеймса Бонда заставило большую часть зрительской аудитории задать вполне резонный вопрос: “Кто это?” А вышедший менее месяца назад весьма спорный “Квант милосердия” поставил перед российскими массами еще более актуальный вопрос: “Каков он (Дэниел Крейг) за пределами Бондианы?” Выходящий на экраны фильм дебютанта Бейлли Уолша “Воспоминания неудачника” отвечает на эти вопросы, отчасти.
Сильно постаревшая, в силу пристрастий к сексу, алкоголю и наркотикам (времена рок-н-ролла для него остались в прошлом), кинозвезда Джо Скотт ведет свой нездоровый образ жизни в роскошном доме на берегу моря. Былая слава от него ушла, как и многое другое в его жизни. От него уходит агент, у Джо отбирают роль в новом фильме, норовит уволиться и ценнейшая домработница (но 700 долларов творят чудеса), в общем у мужика явно пошла черная полоса. А тут еще звонок матери несет дурные вести – умер лучший друг детства. И тут, что называется, героя Даниела накрыло. Изрядно выпив и заплыв подальше в море-океан на Джо, наряду с волнами, нахлынули воспоминания о далеком лете, когда его судьба лихо вильнула в сторону. Здесь Даниел на час пропадает с экрана, трансформируясь в свой молодой аналог (Гарри Иден).
Из-за того, что фильм большей частью рассказывает о молодости Джо из Даниела Крейга многого выжать не удалось. Оно и понятно, выглядеть плохо Крейг умеет, а выглядеть на 17 лет его не сможет заставить ни один гример на свете. Это сразу можно записать в минусы, потому как зритель, безусловно, пойдет на фильм из-за первого имени в списке артистов.
История, рассказанная Бейлли Уолшом (он выступил еще и в качестве сценариста) на первый взгляд довольно банальна. Упущенные возможности, побег от проблем, черствость к истинным ценностям жизни – все это уже не раз обыгрывалось другими режиссерами. Образы созданы близкие к крайностям – опустившийся и отторгающий Крейг в настоящем, и забавный, несколько угловатый типичный подросток Иден в прошлом. Секс, наркотики и литры алкоголя в настоящем, и игровые автоматы, мастурбация, рок, первый секс и первая любовь в прошлом. Все вместе это уже смотрится как заявка на арт-хаус. Уолш не бог весть, какой драматург, но некоторые диалоги достойны похвальбы. Выявлению “богов” рок-музыки устами Руд и Джо мог бы позавидовать и мастер слова Тарантино. Но за этими живыми диалогами Уолш забыл о некой логики и последовательности в фильме. Потому как окунулся в прошлое Крейг, вспоминая лучшего друга, которого вдруг не стало, а вышел из него в очередной раз, пожалев себя.
При всех недостатках фильма с точки зрения драматургии, его художественной ценности у него не отнять. Перед зрителем явно большой талант и если Уолш будет снимать по чужим сценариям, быть ему звездой. Каким-то образом, заполучив в свою команду гения операторского дела Джона Мэтисона ("Царство небесное", "Планета Ка-Пэкс", "Гладиатор") Бейлли снял потрясающую по красоте картину. И пусть временами ходы применялись довольно стандартные, общая атмосфера кадров и переходы на широкоугольные и длиннофокусные камеры, замедленная съемка (каким-то чудесным и непостижимым образом синхронизированная с музыкой) компенсируют все с лихвой. Музыку в киноленте следует помянуть особо, ностальгия по рок-звездам 70-80-х бьет через край.
“Потряси своей головой с хвостиком детка. Это возвращает меня в прошлое”, - это коротенькое письмо Крейга, вкупе со звучащей финальной песней составляют эпизод достойный записи в учебники по киноискусству. Великобритания определенно явила миру очередной режиссерский самородок, коими она так часто в последнее время балует мир кино, на зависть Голливуду.
Вадим СВИРЕЛЬНИКОВ
|